idiosyncratic idler (quatermass) wrote in ru_sherlockiana,
idiosyncratic idler
quatermass
ru_sherlockiana

Categories:

Sherlock Holmes (1954)

Решил перепостить сюда свою прошлогоднюю подзамочную запись с впечатлениями о сериале "Шерлок Холмс" 1954-го года, вдруг кому интересно.

Sherlock Holmes (1954)

Некоторое время назад моя скромная коллекция шерлокианы пополнилась давно вожделенным изданием – сериалом 1954 г. с Рональдом Хауардом. Виденные когда-то несколько серий запомнились в числе лучших экранных версий Холмса, с тех пор дожидался случая посмотреть остальные. Ждать пришлось долго – полностью фильм вышел на DVD лишь в прошлом [уже позапрошлом] году.

История его вкратце такова. В начале 50-х, молодому американскому продюсеру Шелдону Рейнолдсу пришла идея снять первый телесериал о Холмсе, возродив дух ранних рассказов Дойла, и, по возможности, дистанцировавшись от чересчур осовремененных образов Холмса и Ватсона в ставшей уже канонической интерпретации Рэтбоуна и Брюса. Снимать было решено во Франции, с периодическими выездами в Англию на натурные съемки. Автором декораций пригласили Майкла Уэйта, дизайнера открывшегося тремя годами ранее лондонского музея Холмса у станции Чаринг-Кросс, на сей раз детально воссоздавшего интерьеры квартиры на Бейкер Стрит и отрезок самой улицы на только что построенных студиях в Эпине-сюр-Сен близ Парижа. Главную роль Рейнолдс предложил 36-летнему Рональду Хауарду (сыну именитого Лесли Хауарда, сыгравшего Эшли в "Унесенных ветром"), роль Ватсона – опытному театральному и киноактеру Хауарду Мэриону Кроуфорду, чуть позже ставшему англоязычным дублером Бондарчука и Толубеева в советских "Отелло" и "Дон-Кихоте" (впоследствии он также исполнит эпизодическую, но запоминающуюся роль британского военврача в "Лоуренсе Аравийском" и снимется в ряде сериалов, включая The Avengers, Danger Man и The Saint). Хауард вспоминал, что поначалу сомневался в своем сходстве с литературным Холмсом; Рейнолдс убедил его, показав иллюстрации Пейджета.

Воспоминания не обманули, Хауард действительно удачный Холмс; после легкого колебания, пожалуй, готов поставить его в один ряд с Рэтбоуном. Безусловно, до рэтбоуновской ледяной харизмы ему далеко, но и персонажа он играет совсем иного. Это довольно человечный портрет Холмса в начале его карьеры (первая серия начинается с общеизвестного эпизода знакомства, чтобы затем решительно отклониться от первоисточника) – молодого, самоуверенного и беззаботного. Герой Хауарда не ведает о маниакально-депрессивном психозе, не дружит с кокаином, любит повыпендриваться, но изредка еще попадает впросак: так попытка незаметно подсунуть владельцу бумажник, только что извлеченный карманником – а у карманника, соответственно, самим Холмсом – оборачивается постыдной неудачей, а его карточный фокус легко разоблачает посыльный мальчишка. Смотреть на Кроуфорда – так и вовсе нескончаемое удовольствие, его Ватсон персонаж пусть во многом и комический, но никак не тупой: он наблюдателен, женолюбив, находчив, незаменим в потасовке, а комичен скорее своей эксцентрикой и манеризмами, нежели неизбывным идиотизмом, как в исполнении Найджела Брюса. Кроуфорд о своем герое: "Я никогда не думал о Ватсоне, как о вечно безмозглом растяпе, привносящем разнообразие бурлеска в прежние экранизации. Это нормальный человек, крепко стоящий на ногах; медик, дающий ценные советы. Он в высшей мере искренен и честен, и обладает незаурядным чувством юмора. Иными словами, служит идеальным контрастом юношеской энергии Холмса". В общем, если с выбором "лучшего Холмса" возможны варианты, со своим любимым Ватсоном я окончательно определился (пытчивый читатель уж, верно, заметил, что имен "Бретт" и "Хардвик" я избегаю). К слову, Кроуфорд дружил с Черчиллем и частенько наведывался в его резиденцию Чекерс поиграть в шахматы.

Всего было снято 39 получасовых серий, из них лишь несколько – по мотивам рассказов Дойла. Качество неравноценно, но тут и строгим быть не то что не получается, а не хочется. И, пусть герой напугавшего меня в детстве до чертиков "Пальца инженера" здесь лишается не пальца, а всего лишь ботинка, сама сцена в гидравлическом прессе выглядит вполне жутко. Энтузиазм и любовь к материалу со стороны всех участников проекта – от продюсера, завзятого шерлокианца, до актеров, не успевших устать от своих персонажей – заметны и радуют.











<a

Tags: кино, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments