Alexander Sedov (alek_morse) wrote in ru_sherlockiana,
Alexander Sedov
alek_morse
ru_sherlockiana

Categories:

Глобальная Шерлокиана в социальных сетях

Кто о чём, а я о Шерлоке Холмсе.
.

Вчера мне прислали электронную версию материалов Международной научной конференции "Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации" (2020). Проводилась она в апреле этого года под эгидой моей alma mater - Уральского федерального университета. Форма проведения из-за коронавируса оказалась скомкана и подстать заявленной теме обрела виртуальное существование. Тем не менее, аннотации докладов участников были аккуратно собраны, свёрстаны и опубликованы. А на страницах 55-56 засветился мой гипотетический доклад (несостоявшийся в реале). Честно говоря, жаль, что о конференции мне стало известно только в последнюю минуту. Многие вещи пришлось формулировать в режиме экспромта. Тема, как вы понимаете, мне близка - практически ежедневно находится в фокусе моего внимания. Исследовательский потенциал - неисчерпаем. Практически любой изгиб / излом современной культуры можно просветить сквозь тематический мир Шерлокианы.
.
Разумеется, в объёме 200 слов далеко не разбежишься и высоко не прыгнешь. Но таковы законы жанра. Конечно, появись такая возвожность, я бы с радостью подготовил полноценное выступление на эту или родственную тему. Когда материал хорошо знаком и поддаётся, как глина, можно вылепить замечательное произведение. Вот эта та самая аннотация.
.
SAM_3081_004
Глобальная Шерлокиана в социальных сетях: практики тематического общения поверх границ
 .
Александр Седов
 .
Более ста лет Шерлок Холмс на правах героя популярной культуры объединяет своих поклонников. Поначалу взаимодействие в этой субкультуре осуществлялось через фильтры-посредники – печатную продукцию, радио, кино и ТВ. Горизонтальные связи между фанатами натыкались на естественные границы – локальные, национально-государственные, языковые. С широким распространением социальных сетей стало возможно подключаться к тематическому общению (почти) из любой точки Земли.
 .
Учитывая происхождение героя рассказов Конан Дойла, можно утверждать, что в основе тематического поля общения шерлокианцев лежит идея-образ Британской империи (Винсент Старрет: «always 1895») с обязательной сакральной локацией, расположенной в центре – Лондон, Бейкер-стрит, 221б. Как же встраиваются в этот англо-центричный глобальный мир, замешанный на трансатлантическом единстве, представители других народов? Подтверждают ли они базовые конвенции или спорят с ними? Уместно ли говорить о воспроизводстве «культурного колониализма» в его новой смягчённой версии? Ответ на этот вопрос отчасти даёт характер циркулирующего контента: на 80% это обсуждение различных киновоплощений Шерлока Холмса (которые почти заслонили литературный первоисточник) – создаются они не только внутри, но и вовне англоязычной ойкумены.
 .
Россия (и бывший СССР) – особый случай. Признание английской королевой образа сыщика в исполнении В. Ливанова, открывшийся интернет-доступ к фильму И. Масленникова (1979-1986) скорректировали эталонную шкалу в глобальной Шерлокиане. «Аутентисты» получили дополнительный козырь в «священной войне» с «плюралистами». А приоритет классической английской экранизации с Джереми Бреттом (1984-1994) оказался оспорен.
 .
Обобщая: глобальная Шерлокиана состоит из множества разной величины национальных анклавов (интернет-сообществ и форумов) и массивного англоязычного ядра. Производство информации носит в основном потоковый характер (в точности с предсказанием Вальтера Беньямина) и низкую долю оригинального (впервые возникающего) содержания.
.
-------------------------------

скан аннотации
2020_конференция_Диалог_культур_АС_002
Tags: Ливанов, исследования, кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments